Конспекты уроков

Урок русского языка во 2-м классе с использованием интерактивной доски SMART Board

Цели урока:
  • Систематизировать изученный материал в рамках раздела “Учимся решать орфографические задачи в корне слова”;
  • развивать орфографическую зоркость, выполняя работу корректора;
  • формировать умения связной речи на текстах весенней тематики, выполняя работу редактора текста.
  • Подготовиться к изложению текста
Оборудование:
  • интерактивная доска,
  • презентация,
  • тренировочные упражнения,
  • тексты для учащихся,
  • памятки редактору и корректору

Ход урока
I Организационный момент
II Разминка.Приложение1(слайд 3)
1. Найди “четвертое лишнее”. Родственные слова и формы слова
Кликни маркером по лишнему слову, объясни свой выбор.
  • час часок часть часовщик
  • гусь гусята гусеница гусыня
  • циркуль цирк цирковой циркач
Если слово выбрано правильно, оно исчезнет
Продолжение

 "Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся"


Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
Например: программа МS PowerPoint дает мне великолепную возможность создавать интерактивные таблицы (Приложение 1). Созданные мною таблицы по русскому языку по учебнику “Русский язык” автор Иванов С. программа “Начальная школа XXI век”, являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы “растянуты” на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.
Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно. На заседании городского методического объединения, которое я провожу на базе своего учебного кабинета в МОУ СОШ №13, всегда делюсь своим опытом работы использования ИКТ: демонстрирую новые разработанные презентации к урокам, тесты, электронные таблицы… Учителя города с большим удовольствием используют в своей работе мои электронные ресурсы. И я рада поделиться новыми наработками.
“Работа со словарными словами” (Приложение 2).
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами.
Презентация построена таким образом:
  • сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
  • затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
  • делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
  • подбирают к слову однокоренные слова,
  • подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
  • выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
  • составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:
  • на чистописании это может быть поговорка или пословица,
  • четверостишие можно использовать как письмо по памяти,
  • написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты),
  • предложения можно использовать для комментированного письма.
В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствуют лучшему запоминанию слова – “запоминание с пониманием”.
Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учёбе.
Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь. Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.
Если фразеологизмы – это изюминки нашей речи, делающие её привлекательной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие, разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.
Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:
  • придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;
  • подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;
  • написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.
Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению. (Приложение 3)

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
                                                    
ТИП УРОКА: обобщение знаний и способов действий.
ФОРМА УРОКА: урок – путешествие.
ЦЕЛИ: - организовать деятельность учащихся  по закреплению знаний об имени прилагательном;
           - обеспечить применение учащимися полученных ранее знаний и способов действий;
           - помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, тест-полоски, тексты для  работы в парах.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по океану на остров « Имен Прилагательных» (СЛАЙД ). Но это будет не простое путешествие. На пути нас будут ожидать различные преграды, которые, я уверена, вы преодолеете без труда. А в конце путешествия вы должны будете мне сказать, для чего мы совершали это путешествие и о каком лекарственном растении узнали.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ.

Цель: обеспечить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
    1. Словарно-орфографическая работа.

Прежде, чем отправиться в путь, мы должны с вами выбрать вид транспорта, который пригоден для путешествия по океану (СЛАЙД 2).
Вы видите кроссворд. Я читаю задания, а вы отгадываете вид транспорта. Кто отгадал слово – записывает на доске, остальные – в тетради.

По вертикали:
1.Летательный космический аппарат с реактивным двигателем (ракета).
2.Городская электрическая железная дорога, обычно подземная (метро).
3.Машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам (автомобиль).

 По горизонтали:
1. Самоходная сельскохозяйственная машина (трактор).
2. Вид водного транспорта (корабль).
3. Городская наземная  электрическая машина для перевозки пассажиров (троллейбус).









1р


  а


2м

  к


  е

  е


1 т
 р
3 а
 к
  т
 о
 р


  р

 в

  а


  о

 т


2 к
 о
 р
 а
 б
 л
 ь


 м

3 т
 р
 о
 л
 л
 е
 й
 б
 у
 с

 б


 и


 л


 ь














-Какой вид транспорта подходит нам для нашего путешествия?       
-А теперь подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к слову корабль (ответы детей).
       2.   Тестовый опрос.
- Чтобы попасть на корабль, необходимо приобрести билеты. Билетом для каждого из вас будут правильно выбранные утверждения. Их вы будете отмечать на полоске, которая лежит у вас на парте. Если согласны с высказыванием, то обводите его кружком, если нет - оставляете так. Итак, утверждения.
- Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Имя прилагательное является главным членом предложения и отвечает на вопросы Кто? Что?
- Род имени прилагательного зависит от глагола.
- Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
- По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.
 -А теперь проверяем (СЛАЙД 3).

III.ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Цель: обеспечить применение усвоенных ранее знаний и способов действий в ходе игры.
  -Билеты у всех есть. Представьте, что вы уже на корабле. Устраивайтесь поудобней и мы отправляемся в путь. На острове нас ждут различные испытания. Выполнить мы их сможем, если будем обладать определенными качествами и помнить, что мы команда. Я предлагаю вам несколько словосочетаний, а вы объясните их смысл. СЛАЙД 4
Светлая мысль
Острый взгляд
Острое слово
Черная зависть
Гибкий ум
Золотые слова
-Какое сочетание здесь лишнее и нам для команды не подходит? Как мы называем такие сочетания?
-Ну, вот мы и на острове.
А здесь нас ждут различные задания. Прежде, чем их выполнять послушайте стихотворение, которое прочитает Настя.
Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

-Итак, задание первое. На таинственных свитках  написаны сочетания. Вам нужно выписать только те, которые повторяются на двух свитках, и указать падеж (СЛАЙД 5)
Прозрачная вода                  без храброго воина
Спокойному океану            ледяной горкой
С отличной компанией        прозрачная вода
Народным танцем                на прекрасном корабле
Таинственный остров          спокойному океану
Замечательная погода         с отличной компанией
На правую руку                    свежего ветра     
На прекрасном корабле       русскому языку

-А теперь попробуйте составить мини-сочинение о нашем путешествии, используя данные сочетания(ответы детей).
-Можем двигаться дальше. А здесь второе задание.
Пираты заковали и бросили на острове двух сказочных героев. Чтобы их вызволить, вам необходимо по сочетаниям узнать описание героев (СЛАЙД 6).
Отважн___ девочка               у королевск____ дворца
Трудн___ путем                     хрустальн_____ туфельку
С добр_____ друзьями          на сказочн____ балу
У Снежн_____ королевы       от добр____феи
-Кто эти герои? Кто автор произведений?  Спишите сочетания по вариантам, вставьте нужные окончания и укажите род прилагательных.
Проверяем.
Физминутка.- Ну что же, мы немножечко устали и поэтому все встали. Сейчас я буду называть  имена прилагательные. Если вы услышите имя прилагательное во множественном числе, вы приседаете, а в единственном – встаете.
Могучие, сильные, светлая, высокий, умные, грамотный, широкое, мягкие, золотая, еловые, северное,  сладкие,  молодая.
-Отдохнули, а тут и третье задание.На доске перед вами  слова (СЛАЙД 7).
Пушистый, лесной, мамин, красивый, папин, медвежий, деревянный, глиняный, сладкий, стиральный, щучий, кирпичный, сестрицын, большой, путешествие, поздний.
-Что у них общего? (Все прилагательные?)
-Какое слово лишнее? (Путешествие). Чем различаются прилагательные?
-Вам нужно выписать эти прилагательные.1 ряд – качественные, 2 ряд - относительные, 3 – ряд – притяжательные. Работу выполняем в парах.
- А теперь проверка. (СЛАЙД )
-Представьте, что мы идем с вами по острову и чувствуем прекрасный аромат.
А под ногами у нас расстилается прекрасная трава. А это мята.
У вас на партах лежит текст. Ознакомимся с ним (чтение текста)
МЯТА
Эту ароматную пахучую траву человек оценил очень давно. В Древнем Риме к приходу гостей столы натирали свежей душистой мятой. А стены и полы обрызгивали мятной водой. В России эту ароматную траву добавляли в пищу, а настой мяты пили для хорошего аппетита перед едой. Современная медицина тоже использует это лечебное растение. Из листьев мяты делают целебную мазь от насморка, хорошее средство от головной боли, капли для сердечной мышцы.
-Где и как используют мяту? Я думаю, и вы тоже будете ее использовать в своем рационе.
-Вам сейчас нужно выписать из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное, выделить окончание, указать род, число и падеж.

IV. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.
Мы с успехом прошли все испытания, а теперь садимся в наш корабль и отправляемся домой. И теперь, чтобы нам дул попутный ветер, мы должны ответить на несколько вопросов.
-Что такое имена прилагательные?
-Каким членом предложения они являются.
-По значению, на какие группы  они делятся?
-Какие имена прилагательные называют качественными?
-Что они могут образовывать?
-Какие имена прилагательные называются относительными?
-Как образуются относительные имена прилагательные?
-На что указывают притяжательные имена прилагательные?

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Цель: дать качественную оценку всему классу и отдельным учащимся.
Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
- Для чего мы совершали путешествие?
-О каком лекарственном растении узнали?(ответы детей)
 И напоследок послушайте стихотворение о прилагательном.
Очень занимательное -                           Не скажем маме «милая,
Имя прилагательное.                              Красивая, любимая.
Трудно будет без него,                           Отцу, и брату, и сестре
Если пропадет оно.                                 Не сможем говорить нигде
Ну, представь-ка себе это:                    Эти замечательные
Как без признаков предмета                  При -ла-га-тель-ны-е.
Будем спорить, говорить,                      Чтобы все отличным стало,
Веселиться и шутить?                           Разных признаков немало
Что тогда получится?                           Будем всюду замечать
Стоит разве мучиться?                         И к месту в речи
Не скажем мы «прекрасное»,                 Их вставлять.
Не скажем «безобразное».
      
VI. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.

Цель: обеспечить понимание учащимися содержание домашнего задания.
Дома вы напишете отзыв о нашем путешествии, и, может быть, предложите еще совершить путешествие куда – либо.

VII.РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: создать условия для самооценки учащимися эмоционального состояния.
-А теперь при помощи помощников на слайде оцените свое настроение.
Спасибо за хорошую работу.
 Урок взят с сайта http://www.rusedu.ru/detail_10383.html
Презентацию можно скачать по адресу http://files.mail.ru/Y2PPMT 



Урок русского языка на тему:
«Правописание приставки с-»
3 класс
Цели урока

образовательные:

- создавать условия для воспроизведения опорных знаний,
- добиваться осознанного усвоения новых знаний о правописании
приставки с парным согласным,
- способствовать формированию практических навыков правописания
приставки с-;

развивающие:

- создавать условия для активизации познавательной деятельности
школьников: развития интереса, мышления, активности, самостоятельности,

- содействовать развитию умения вести под руководством учителя
частично-поисковую деятельность на этапе изучения нового материала:
сопоставлять языковой материал, анализировать, обобщать;
- стимулировать обоснованные ответы, обеспечивать развитие связной речи
детей с включением терминологии, соответствующей теме урока;

воспитывающие:

- воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов
в русском языке,

- содействовать осознанию детьми ценности дружбы, совместной
деятельности.

Оборудование
· Индивидуальные карточки со словами для разбора по составу.
· Слайдовая презентация.
· Учебник «Русский язык». 3 класс (авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)

Ход урока.
I. Организация класса.
II. Чистописание.
1. Работа по индивидуальным  карточкам (разбор по составу).
2. Задание по чистописанию.
(Слайд 3)
а) – Прочитайте слова, появившиеся на экране.
(походка, пробел, навес, подсказка, заколка, птица, отлёт,досрочно, надпись, освещение)
Найдите лишнее слово. (Птица)
По какому признаку вы его исключили?
Что такое приставка? Для чего служит?
б) – Разбейте оставшиеся слова на 2 группы.
( приставки с «а»;приставки с «о»)
(Слайд 4)
Как пишутся гласные в приставках?
Как пишутся парные согласные в приставках?
         в) – Назовите приставки с буквой «а»;                               
             составим цепочки для минутки чистописания:
                            наℓзаℓнад /  заℓнадℓна /
Как изменилась цепочка?                       
Какая цепочка должна быть следующей?     надℓнаℓза
         г) – Назовите приставки с буквой «о»;
            составим цепочки  для минутки чистописания, используя их тройками: попроот / одопод /   .
          д)  разделите для переноса подчёркнутые слова:
                ( до - срочно,    под - сказка,    осве – щение )







             – Какие правила переноса слов вспомнили?  
 III. Формирование новых умений и навыков. 
       1. Актуализация опорных знаний.
           Выборочный диктант: записать только слова с приставками.
                     Дописал, письмо, подпись, записка, письменный, описал, списывание.
           Какие это слова? Докажите, что они родственные.
Какие части слова ещё знаете?
           – Выделите в каждом слове приставку, подчеркните в них    
              гласные и парные согласные, написание которых  
              расходится с произношением. Почему так происходит?
          – В какой приставке в гласной расхождения нет. Почему?







           – Какую приставку, среди данных, ещё не изучали? (с-)
           – Охарактеризуйте звук [с]   (согл., глух., парный, твёр.)







       2. Сообщение темы и задач урока.







           – Сегодня будем изучать правописание приставки с-.







           Чтобы сформулировать правило написания  приставки      







               с парным согласным  с-, мы ответим на вопросы:







              1) Расходится ли произношение и написание приставки с-?







              2) Зависит ли её написание от произношения?







              3) Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании  







                   приставки с-?







           – Понаблюдаем за словами, чтобы справиться с  







              поставленной задачей.







       3. Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.







(Слайд 5)







           Какие слова изображены с помощью звуков?







             







              [зб’ижат’]     [скрут’ит’]     [здат’]







                сбежать       скрутить        сдать







              [здружыт’]      [зброс]       [св’аска]







               сдружить        сброс          связка







                    







           – Чем сходны все эти слова? (приставкой с-)







           – Сравните произношение и написание приставки в каждом   







              слове. Что наблюдаете?







Как же может произноситься приставка с-?
А как пишется?  Зависит ли написание от произношения?
Будем ли проверять парный согласный в приставке?
Вернёмся к вопросам, которые помогут нам сделать вывод.
          







           1. Дети самостоятельно формулируют вывод.







2. Уточнение сведений о правописании приставки  с-  
    в учебнике   на стр. 148 .

4. Упражнение в образовании слов с приставкой с-.
(Слайд 6)
        1. Хвойный лес.      (сбор)

      2. Спрятанные ценности.    (склад)
                              С  +          3. Сражение.   (сбой)
     4. Домик для отдыха в пригороде. (сдача)
      5. Корень слова  лётчик.    (слёт)

Запишите полученные слова, выделите приставку с-,    
   подчеркните её в тех словах, где произношение расходится 
   с написанием.

Проверка  (Слайд 7)
        Сбор, склад, сбой, сдача,  слёт.

Как же может произноситься приставка с-?

А как пишется?

5. Упражнение в различении слов с приставкой С-
   и слов, начинающихся буквой З, стоящей в корне слова.

Наша задача – понаблюдать за словами начинающимися буквой С и буквой  З и установить, является  ли З приставкой

Упр. 140, с. 147  

Прочитайте слова. Назовите слова с приставками и  

   скажите, от каких слов они образованы.

Обратите внимание, какая приставка пишется во всех этих  

   словах.

Можно ли с- писать отдельно от слова? Почему?

           – Задайте вопросы к словам с приставкой. Какой частью речи    
               они являются?

Прочитайте оставшиеся слова.

           – С какой буквы они   начинаются? (с буквы з).

           –  В какой части слова она находится?         

           – Запишите сначала слова без приставок.

               Выделите корень, подчеркните букву З

Вывод.

    Буква З  находится в корне слова, поэтому  приставкой не является.

           – Запишите слова с приставками.

Работа продолжается по заданиям в упр. 141, с. 148 ( устно)

Повторное чтение сведений о правописании                     

   приставки  с-  в учебнике на стр. 148 .

(Слайд 8)

Физкультминутка      «Потопаем, похлопаем»

           – Если указываю на слово с приставкой, то похлопайте, если указываю на слово без приставки – потопайте.

IV. Выполнение упражнений на применение знаний.

       1. Самостоятельная работа по вариантам.
             Упр. 142, с. 148,
             Упр. 144, с. 149.

       2. Проверка самостоятельной работы.

           – Объясните, как вы раскрыли скобки.

       3. Работа по выяснению смысла пословиц: упр. 144.

      4. Выборочный диктант: выписать слова с приставкой с-.

          Сварить  кисель, смазать пирог, склеить поделку,                            

          скатился на санках, смеялся до слёз, сбить сосульку.

       – Какие слова выбрали?
       – Какую приставку написали?

    5. Логическое упражнение. Найди лишнее слово

         (Слайд 9)

     6. Ребусы.

         (Слайд 10)

         ЗАПАС, ПОДАРОК, ПОЕЗД

       – Чем похожи составленные слова? Назовите слова с одинаковой приставкой. Сравните произношение гласной           в приставке этих слов. Почему это происходит?

V. Итог урока.

      1. – Какую приставку изучали на уроке?

          – Заполните пропуски в предложении  (Слайд 11).

       2.  Оценка работы детей на уроке.
Конспект урока взят http://uchportal.ru/load/46-1-0-8891
Презентация размещена по адресу http://files.mail.ru/VEQ50Z